Strange... Russian? (el_gato) wrote,
Strange... Russian?
el_gato

Categories:

Когда будет новая прошивка?!! (серия "Китайцы - руководство по применению")

Сегодня расскажу о том, как устроен механизм разработки прошивки на товарах, произведённых в Китае, и о том, почему с релизами новых версий всегда возникают такие сложности.


Предыдущие посты серии "Китайцы - руководство по применению":
Вступление
Первый визит в Китай (то, что изменило меня и мою жизнь навсегда)
Промышленный рост Китая - как всё начиналось
Как работают B-бренды или современный ОЕМ бизнес
Зачем нужны торговые марки, которые сами ничего не производят?
Что делают фирмы, которые сами ничего не делают?
Почему китайцы не способны на экспансию со своими торговыми марками
Миф о том, что Китай – это страна, где всё невероятно дёшево (часть 1), (часть 2), (часть 3)
Визит на китайскую фабрику
Энди, она же Вивиан или китайцы, с которыми мы работаем (часть 1), (часть 2)
Самый плохой отдел продаж на свете - китайский (часть 1), (часть 2), (часть 3)
Ни шагу вправо, ни шагу влево, но всё равно не туда – проект с китайским поставщиком (часть 1), (часть 2), (часть 3)
Китайский распорядок жизни (часть 1), (часть 2)
… а фабрика постоит или китайские праздники (часть 1), (часть 2)
Контракт как подставка для чашки или как выстраиваются взаимоотношения с китайцами (часть 1), (часть 2)
Ь вместо Ы – not so big difference или коллекция реальных косяков китайских поставщиков (часть 1), (часть 2), (часть 3), (часть 4)
In China Everything is Possible (В Китае возможно всё!, часть 1), (часть 2), (часть 3)

Вопрос по поводу релиза новой прошивки красной нитью проходит по всем форумам, магазинам и обзорам продукции, которая производится в Китае (в основном, это касается смартфонов и планшетов на Андроид, но не только). Конечные пользователи, получившие разрекламированную, но недоработанную версию устройства, негодуют, проводят длительное время в ожидании, начинают искать самостоятельные пути решения проблемы.

Представители локальных брендов и сами китайцы получают гневные сообщения, угрозы и негативные отзывы в интернет-магазинах и Яндекс.Маркете. Опытные разработчики подсказывают решение проблем и выпускают свои авторские сборки.

А новой официальной прошивки всё нет. И, скорее всего, не будет. В этой главе я расскажу о том, как устроен механизм разработки прошивки на товарах, произведённых в Китае, и о том, почему с релизами новых версий всегда возникают такие сложности.

***
Для рядового пользователя процесс релиза новой версии программного обеспечения для электронного устройства (прошивки) выглядит предельно просто: выявлена проблема, отправлено описание, программист внёс исправления и новый релиз тотчас же опубликован на официальной страничке.

С точки зрения бизнеса всё, разумеется, сложнее. Существование проблемы нужно подтвердить, способ решения нужно найти. Программисту нужно сделать релиз, а тестировщику – удостовериться, что исправление не затрагивает другие функции. В маленьких компаниях программист, тестировщик и сотрудник службы поддержки часто выступает в одном лице, времени проверить стабильность релиза нет, но время, так или иначе, потратить нужно. То есть всё чуть (или не чуть) сложнее, чем кажется на первый взгляд. В том случае, когда речь идёт о товаре, произведённом в Китае и поставляемым небольшим брендом, либо самими китайцами, с прошивкой всё намного (намного-намного) более сложно.

Начнём с того, что прошивка разрабатывается совсем не в офисе локального бренда, и совсем не его программистом (его часто называют «отделом разработки, оставим это на совести PR-менеджеров). Роль специалиста поддержки сводится к тому, что он собирает сведения о проблемах, проверяет их достоверность и… отправляет требования к исправлениям в Китай.

Непосредственная работа с исправлением кода ведётся уже в Поднебесной, но… и здесь цепочка продолжает наращивать дополнительные звенья и условия. Дело в том, что 90% поставщиков устройств с прошивками, сами разработкой ПО не занимаются. В современном Китае разделение труда имеет место везде и всюду. Поэтому поставщик, в лучшем случае, собирает устройство из разных компонентов и упаковывает его на своих мощностях, а часто и эту работу отдаёт на аутсорс. В штате таких поставщиков нет ни инженеров, которые умеют работать с исходным кодом, ни самих исходных кодов.



Вы спросите: «Какой же это тогда поставщик?». А я отвечу – обычный, китайский. Такая ситуация не исключение, а стандарт работы, по которому работают все производители-сборщики. Они действительно мало что делают сами. Они вкладываются в разработку дизайна и знают, где закупить компоненты, под этот дизайн подходящие. Они так же контролируют качество этих компонентов (в том случае, если не хотят обмануть клиента) и тестируют готовые устройства, из этих компонентов созданные. Об этой ситуации я писал в главе «Визит на китайскую фабрику», которую скоро доработаю и выложу в новой редакции с рядом дополнений.

Непосредственно прошивку (а так же патчи, заплатки и обновления) в Китае делает производитель плат, с которым поставщик сотрудничает. Если, конечно, поставщик действительно сотрудничает с кем-то, а не перехватывает платы у перекупщиков или забирает стоки у конкурентов. Как вы понимаете, дождаться изменения прошивки во втором случае фактически невозможно. Либо же, она будет сделана талантливым любителем путём взлома исходного кода (то есть то, что любят делать с Android на популярных форумах).

В этой главе я, всё же, рассмотрю цивилизованный способ сотрудничества, так как моя компания на него уже давно перешла. Поставщики плат бывают разные, даже если китайская фабрика работает с ними официально. Например, одни официально покупают чипсеты у производителей (платят лицензии и имеют поддержку), а вторые… так же перехватывают стоки или берут чипы у перекупщиков. То есть ситуация повторяется (и в китайском производстве она повторяется бесконечно). Как вы понимаете, дождаться изменения прошивки в этом втором случае будет крайне сложно в силу полулегальной работы поставщика ключевого компонента.

В рамках официального сотрудничества, когда авторизацию производителя материнок подтвердил производитель чипов изменения и обновление ПО получить проще, но… и при таких условиях это, мягко говоря, не легко. Основная причина в том, что производитель плат никому не даёт исходных кодов, и держит всю информацию в своих руках. Они сами делают все изменения, сами тестируют новые релизы. Даже документацию на платы они предоставляют с боем после угроз на тему того, что заказ не будет получен. Причём, ситуация, не меняется год от года, вне зависимости от того, сколько проектов вы сделали с одним поставщиком и производителем плат. Мы всегда присылаем требования об обязательных требованиях к документации, получаем отказ и 2-3 дня ругаемся до тех пор, пока схемы платы не будут получены.



У цепи из нескольких звеньев, которую вы уже увидели, есть и другие особенности. Например, то, что большая часть китайских программистов совершенно не понимает английского языка. Поэтому все требования к доработке ПО для них переводит аккаунт-менеджер поставщика. То есть созданный русскоязычным человеком английский язык переводится на китайский человеком, для которого английский основным языком не является. Ну а программисты уже понимают эти требования так, как они это поняли (или как это понял аккаунт-менеджер поставщика). Как вы понимаете, разночтения бывают, и достаточно часто.

Другой особенностью является то, что в Китае невозможно воспроизвести часть проблем, актуальных для другого региона. Притчей во языцех стали чипсеты МТК с закреплёнными китайскими спутниками (помогает сброс этих спутников), но таких проблем очень и очень много. Самое главное, что в Китае заблокированы сервисы Google, а при работе через VPN результаты тестирования далеко не всегда получаются такими же, как без блокировки.

Нельзя не отметить того, что китайцы не являются хорошими программистами. Те профессионалы или любители, которые разбирали исходный код недорогих смартфонов на MediaTek, Spreadtrum или даже Qualcomm, прекрасно понимают, о чём я говорю. Исходный код, который попадал к нам в руки, был далёк от удовлетворительного. По уму, любую китайскую прошивку следует разобрать, очистить от мусора, оптимизировать и только после этого собирать заново. Здесь следует сделать комплимент нашим разработчикам (наши для меня все россияне, украинцы и белорусы, с которыми мы завершили много проектов). За долгие годы, что я тружусь в сфере мобильной электроники, никто не мог лучше, эффективнее и смекалистее создать качественную прошивку. К сожалению, до массового производства так почти ничего и не доходило.

Причину я назвал выше – китайцы категорически отказываются пускать кого-либо к своему исходному коду. Базовые баги и замечания они, действительно, способны исправить сами, что до высокоуровневых правок, то здесь начинается «мы не видим критичности данной проблемы», «других клиентов всё устраивает», «это не настолько крупный заказ для подобных замечаний».

На сегодня всё. В следующей части главы расскажу о том, с каким трудом вносятся исправления, даже если удалось выйти на прямое взаимодействие с поставщиком плат.

Картинки из Google.
Данный текст создан мной и является объектом моего авторского права. Я не против перепостов и копирования информации, но прошу давать ссылку на оригинал. © el-gato.livejournal.com
Tags: user manual for chinese suppliers
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →