Strange... Russian? (el_gato) wrote,
Strange... Russian?
el_gato

Category:

Что мне не нравится в современном Китае (и почему я там не живу)



Китай развивается невероятными темпами. Это отмечают и те, кто бывает в Поднебесной постоянно, и те, кто лишь следит за новостями дистанционно. Строятся скоростные автомобильные и железнодорожные магистрали, появляются новые линии метро, на пустырях и бывших промзонах как грибы вырастают жилые дома. В жизнь людей стремительно внедряются новые технологии, а весь мир берёт на подряд именно китайские фабрики.

Но у всего есть своя цена. Развитие оплачено шестидневной рабочей неделей, подорванным здоровьем рабочих, соглашающихся на небольшую оплату труда и лишь изредка встречающихся со своей семьёй, система работает на себя и свои цели и делает всё для того, чтобы в зачатках задушить любое противостояние.

В следующих нескольких статьях я хочу детально разобрать, что же мне не нравится в его современной жизни, и по каким таким причинам я не готов перебираться туда. Положа руку на сердце, в современном Китае иностранцев особо и не ждут, и не нужны современному Китаю никакие пришлые люди. А вот некоторым иностранцам без Китая, наоборот, никуда.

Я пишу все это не для того, чтобы кого-то обидеть или задеть, а чтобы ещё больше показать читателю специфику и особенности Поднебесной, то, с чем часто там сталкиваюсь, то, чего не могу и не хочу принимать. Некоторые пункты, к большому сожалению, будто бы списаны с российских реалий, но это как раз то, чего мне не хотелось бы видеть ни в нашей стране, ни где-то ещё.



Крупные богатые города перенаселены
Как я когда-то говорил в одной из глав своей книги, основные деньги в Китае крутятся в четырех городах, получивших аббревиатуру BeiShanGuanShen (от Beijin – Пекин, Shanghai – Шанхай, Guznzhou – Гуанчжоу, Shenzhen – Шенчжень соответственно). Именно там и лучшая работа, и самые высокие заработные платы, именно туда стягиваются специалисты из других регионов. Подобное, безусловно, встречается, во всем мире. Но поскольку в Китае многим больше людей, то и проблема ощущается сильнее.

На улицах и в общественных местах почти всегда много народа, транспорт заполнен, а в часы пик напоминает огромную бочку, которая того и гляди лопнет, автомобильные трассы стоят в пробках. Пока темпы развития транспортной инфраструктуры за ростом населения не успевают. От количества людей в Китае устаешь. И спрятаться особо негде, так как в свободное время в любом парке/горах/пляже будут люди (причём, много).

Правительство делает попытки переноса производства вглубь страны, и программа работает. Но все, у кого есть деньги, стараются остаться на юго-восточном побережье и не хотят уезжать в глубинку – там и контингент, и экология (как плата за развитие страны) часто заставляют желать лучшего.


Примерный путь от одной фабрики до другой (без учёта расстояния от метро).

Огромные расстояния даже в рамках одного города
Как было сказано, большие города растут, наполняются новыми жителями, которых нужно где-то размещать. В результате не только уплотняется застройка внутри существующих районов, но и происходит разрастание города с поглощением соседних населённых пунктов. Пустыри застраиваются свечками жилых и деловых зданий, промышленные фабричные поселки, некогда бывшие окраиной включатся в состав городов, туда протягивается метро и переезжает производство.

Если раньше фабрики и офисы были более-менее сосредоточены в одной части города, а производители одной индустрии кучковались в одном районе, то теперь они раскиданы по карте в хаотичном порядке: все стремятся найти производственные площади с меньшей арендной платой. Как результат, путь от одного поставщика до другого даже в рамках одного района превращается в длинную дорогу, занимающую более одного часа. Оптимизировать это с трудом получается даже тогда, когда фабрики находятся на одной линии метро в двух/трёх станциях друг от друга. По факту, от станции нужно ещё добираться на автомобиле и это небольшое расстояние на схеме не значит ничего.

Так как по фабрикам для решения вопросов ездить нужно часто, путешествия выматывают. Наличие автомобиля (особенно в часы пик) не помогает оптимизировать время, а, наоборот, мешает. Даже таксисты признают, что в определенные временные интервалы быстрее получится доехать в переполненном метро. В результате, почти ежедневно приходится тратить на дорогу 3-4 часа, «240 минут под землёй туда-сюда, сюда-туда».

Местные стараются найти жилье рядом с офисом (чтобы было ехать не более часа). После работы они почти никуда не ходят, и ограниченно знают заведения лишь в ареале своего проживания. Ездить в центр и другие районы для них далеко и утомительно.



Все работают, халтурят и почти не отдыхают
В Китае 6-ти дневная рабочая неделя. Только в очень хороших компаниях в субботу раз в две недели выходной или сокращенный день. В остальном, суббота – обычный день с обычными пробками и переполненным транспортом. Рабочий день у моих партнёров не нормирован – с учётом разницы во времени они часто находятся в офисе до 9-10 вечера, редко видят семью и детей (или вовсе их не имеют). За детьми чаще всего присматривают представители старшего поколения, проживающие вместе с подросшими детьми. Порой китайцы работают без выходных, приходя домой только поспать или оставаясь на раскладушке в офисе (о работе внутри Китая я писал, например, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ).

Если будет возможность взяться за халтуру, китаец обязательно это сделает. Когда я спрашиваю о культурном досуге, концертах и хобби, мне мало кто может ответить. В основном, жизнь людей, протекает в замкнутом круге дом-работа. Если вы не заказчик, сложно вытащить куда-то знакомого, так как он занят (на заказчика, разумеется, время найдут, даже если оно будет сверхурочным).

Все наши люди, которые живут в Китае, ровно так же подхватывают подобный образ жизни: основная работа, несколько халтур и постоянный поиск с возможностью перехватить где-то ещё. Для Китая это нормально. Расслабишься - потеряешь.

Когда я опрашивал партнеров и знакомых и просил ответить на вопрос, довольны ли они таким ритмом жизни, ощущают ли они себя счастливыми, довольными, могут ли позволить расслабиться, утвердительно не ответил никто.

На сегодня всё. В следующий раз расскажу о других факторах.
И не будем забывать, что хорошего в Китае тоже очень много. Именно поэтому туда приятно возвращаться раз за разом. Но об этом так же потом.

***
Основная тема моего блога – производство в Китае. Я делюсь реальным опытом, рассказываю об особенностях и специфике работы китайских поставщиков и жизни в современном Китае. Всегда рад новым подписчикам.


При копировании/перепостах текста прошу в обязательном порядке давать ссылку на оригинал. (c)
Tags: user manual for chinese suppliers
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →